Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах


Интересная книга, рекомендую тем кто в арт-бизнесе.

Дональд Томпсон – профессор Гарварда, известный экономист и знаток искусства. В своей книге он подробно рассказывает обо всех составляющих мира современного искусства: дилерах, аукционных домах, галереях, коллекционерах, арт-брендах и начинающих художниках. Томпсон приводит скандальные подробности и открывает читателю шокирующую правду о рыночных механизмах арт-бизнеса.

Автор, экономист по образованию, рассказывает в своей книге, как один предприимчивый дилер в сфере искусства пытался (и небезуспешно) продать дохлую рыбу за баснословные деньги.
Первая проблема, с которой столкнулся продавец – цена. Другая, но не менее важная проблема — тот факт, что весит это произведение чуть больше двух тонн. Эта чуть ли не пятиметровая таксидермическая “скульптура” тигровой акулы установлена в гигантской стеклянной витрине и имеет креативное название “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”.
Был и еще один повод для беспокойства.

В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства.
Между тем вопрос этот имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов — это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника, за исключением Джаспера Джонса; это больше, чем когда-либо платили за Герхарда Рихтера, Роберта Раушенберга или Люсьена Фрейда.

Главный вывод, к которому приходит автор, что для продажи любого объекта, всего лишь следует найти двух (для элемента соревновательности) миллионеров, согласных выложить такие деньги. При этом автор сомневается в перспективности инвестирования в искусство, прежде всего в современное.

Выводы, которые он делает, неутешительны: большинство недорогих работ никогда не удастся перепродать даже по их первоначальной цене, что уж говорить о пятиметровой акуле за 12 000 000.

В 1991 году художник Дэмиен Херст за 50 тысяч фунтов изготовил для коллекционера (и рекламиста) Чарльза Саатчи произведение искусства под названием “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”: пятиметровую тигровую акулу, забальзамированную в формальдегиде. Сам он ее не ловил – просто купил за 6 тысяч фунтов, обрабатывали тушу тоже другие люди. Уже в 1992 году акула начала разлагаться из-за неудачной технологии, шкуру пришлось снять и натянуть на пластиковый каркас. Большинство сходилось во мнении, что в принципе акула осталась тем же самым произведением искусства – важно было само намерение художника. В 2005 году акулу за 12 миллионов долларов купил коллекционер Стив Коэн.

История с акулой – завязка книги, источник множества вопросов, связанных с современным искусством: а считать ли вообще чучело произведением искусства? почему она стоила 50 тысяч при себестоимости в шесть? почему через 13 лет ее готовы были купить уже за 12 миллионов? как работает вся система? Если изложить вкратце эту отличную книжку, получается следующая картинка:

Вот есть молодой художник, который делает арт. После двух выставок в небольших галереях его замечает более серьезный дилер, который начинает продавать его картины тысяч за 20-30, продвигая на различных ярмарках. Потом художника замечает какой-нибудь большой коллекционер вроде Ларри Гагосяна, и его начинают покупать все – иногда просто по телефону, потому что Гагосян автоматически означает деньги и перспективы. Потом случается его выставка во всемирном известном музее или галерее, цены подскакивают до 200 тысяч. Когда художника знают все, его начинают продавать на аукционах. Там готовые покупать все модное русские олигархи могут довести цену до миллионов. Арт может быть чем угодно – от брошенной в угол кожаной куртки до таблеток, сложенных рядами в шкафчике, или порнофото с участием художника.

За каждым из этих этапов стоит целый список разнообразных тонкостей, о которых Томпсон подробно и обстоятельно рассказывает, больше всего места уделяя хитростям работы аукционных домов; подробно тут не изложишь. Короче говоря – практически единственное и неожиданное толковое чтиво об экономике современного искусства на русском, плюс кое-какой экскурс в контемпорари арт вообще – список 25 самых известных художников, истории Уорхола, Херста и Кунса.

17.11.2010 опубликовал
в рубрике знания.



Get Adobe Flash player



Предыдущая статья: «

Следующая статья: »


Похожие статьи


    Fatal error: Call to undefined function related_posts() in /home/artishev/artishev.com/docs/wp-content/themes/artishev/single.php on line 106